О проекте

Территория ВДНХ богата скульптурными шедеврами. Но они не все сразу заметны, так как часто расположены на верхних ярусах и крышах павильонов. Только поднимите голову, и перед вами откроется целый мир удивительных персонажей, каждый из которых имеет свою историю.

Пока территория Выставки закрыта для гостей, мы запускаем онлайн-проект «Люди над людьми».
О редких фактах и значении скульптур рассказывает куратор музея ВДНХ Павел Нефедов.

Часть 1 | Часть 2

Главный вход ВДНХ

Главный вход ВДНХ венчает скульптурная группа, которая служила официальной эмблемой выставки вплоть до 1959 года. Неформальной эмблемой она остается до наших дней. Восьмиметровая статуя называется «Тракторист и колхозница». Впрочем, на их профессию могут указывать разве что характерные очки тракториста, которые использовались на пашне для защиты глаз от пыли, стерни и другого сора.

«Тракторист и колхозница» — это символическая композиция, которая открывает ансамбль Выставки и готовит посетителей к встрече с другими скульптурными героями. Поднятый над головой сноп — символ богатого урожая, который колхозники преподносят родной стране. Театрально отведенная в сторону левая рука женщины приглашает пройти на территорию Выставки.

Павильон №34 «Космос»

На башнях-пилонах павильона стоит очередная пара из мужской и женской фигур. В данном случае они оба — механизаторы. На левой башне находится мужчина-тракторист с рычагом гусеничного трактора. Слева — женщина-комбайнер со штурвалом, образ эмансипированной советской колхозницы. В СССР даже проводилась специальная пропагандистская кампания под лозунгом «Женщины — за штурвал комбайна!»

Передние стороны башен украшают барельефы с изображениями еще нескольких пар — четыре сюжета на тему механизации и электрификации, а также два идентичных изображения пионера и пионерки с моделями самолета и трактора в руках.

Павильон №68 «Сибирь»

Сегодня павильон украшает надпись «Армения», но изначально здесь помещалась экспозиция Сибири. Поэтому фигуры на фасаде павильона — это собирательные образы советских сибиряков, их всего шесть. Слева направо: охотник, механизатор, колхозница, животновод, агроном и шахтер.

Охотник обут в меховые унты, ведь ему приходится много ходить по глубокому снегу. За его левой ногой можно разглядеть охотничью собаку. На поясе висят шкурки, а в левой руке он держит добычу.

Механизатора отличают уже знакомые круглые очки тракториста и разводной ключ в правой руке. На фоне — сплошная стена колосьев высотой в человеческий рост. Возделыванию зерновых культур в условиях Сибири посвящена и следующая фигура — колхозница. Это типичный для ВДНХ образ женщины со снопом на плече.

Животновод — это женская фигура с бараном, одетая в длинный национальный костюм. По внешним признакам можно предположить, что это эвенкийская или якутская народная одежда. Позади фигуры видны ветви кедровой сосны с шишками.

Далее следует агроном — мужчина средних лет в пальто и костюме с галстуком. В левой руке — несколько листков записной книжки.

Шахтер олицетворяет работников Кузбасса — крупнейшего угольного месторождения, расположенного в Западной Сибири. Шахтерская каска старого образца с фонарем, отбойный молоток, майка без рукавов — классический образ советского шахтера. Правой рукой шахтер придерживает кабель, идущий от фонаря к аккумуляторной батарее, закрепленной на поясе.

Павильон №26 «Транспорт»

Аттик павильона украшает традиционная для ВДНХ пара — мужчина и женщина. В руках они держат атрибуты, которые указывают на специализацию павильона в середине 1950-х годов — земледелие. В правой руке женщина держит тетрадь и лупу, левой придерживает большую охапку колосьев. У мужчины в руках карта земельных участков.

Женщина одета празднично. На ней блузка с закругленным отложным воротником, украшенная вышивкой. Подол длинной юбки также имеет вышивку с растительным орнаментом. Мужчина одет в комбинезон с клапанами на пуговицах.

Павильон №422 «Главкондитер»

В павильоне Главного управления по кондитерской промышленности при Министерстве пищевой промышленности СССР располагались кафе и магазин, где посетителей выставки ожидали различные сладости и десерты. Отвечая своей жизнерадостной специализации, здание имеет вид легкой парковой постройки. Павильон украшен высокой ротондой, под куполом которой установлена одиночная статуя девушки. Левой рукой она обхватила корзинку с виноградом, в правой руке держит виноградную гроздь. Взгляд направлен на эту гроздь и одновременно – на входящих в павильон гостей.

Фигура одета в легкое платье с небольшим поясом. Руки на уровне локтей небрежно обвивает длинный шарф. Вероятно, скульптор добавил эту деталь, чтобы придать статуе больше динамизма. Тот же самый прием наиболее ярко использован в скульптурной группе «Рабочий и колхозница».

Голова девушки не покрыта, как и у большинства статуй на ВДНХ. Это указывает на современность и социальную независимость советской женщины.