Люди над людьми
Территория ВДНХ богата скульптурными шедеврами. Но они не все сразу заметны, так как часто расположены на верхних ярусах и крышах павильонов. Только поднимите голову, и перед вами откроется целый мир удивительных персонажей, каждый из которых имеет свою историю.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ

Башня Адмиралтейства в Санкт-Петербурге – один из архитектурных прототипов Центрального павильона – также имеет 4 статуи по углам второго яруса. Такое буквальное повторение классических приемов встречается на ВДНХ повсюду.

Статуи Центрального павильона отлиты из бронзы. Это уникально для ВДНХ, где материал для всех статуй на крышах – это бетон. Высота статуй Центрального павильона – 6 метров.

Все четыре скульптурные группы идентичны: мужчина одет в рабочую рубашку с вырезом без пуговиц, заправленную в брюки; на женщине – широкая блуза с короткими рукавами и юбка с узором по низу в виде ромбиков. Обе фигуры несут на плече охапки сельскохозяйственных растений, женщина придерживает перед собой пшеничный сноп, перевязанный толстой веревкой. Поднятая рука мужчины у каждой из скульптурных групп указывает точно на одну из сторон света.

ПАВИЛЬОН №59 «ЗЕРНО»
Московский павильон вполне ожидаемо имеет башню, напоминающую о знаменитых сталинских высотках. На нижнем ярусе башни размещены две парные скульптурные группы. Одна пара — женщина в платке со штурвалом комбайна и мужчина в галстуке с книгой. Вторая — мужчина с отбойным молотком и женщина, держащая в руке нечто вроде карты.

В советской прессе по-разному объясняли идею золоченой статуи. Иногда ее называли колхозницей, символизирующей славу героического крестьянского труда. Но чаще ее называли «Родина-мать» или «Мать-Беларусь», то есть, связывали с символикой победы в Великой Отечественной войне.

Поза статуи на башне перекликается со статуями «Слава», установленными напротив, по углам павильона Украинской ССР. Совпадает и материал – бетон, отделанный золотой смальтой
ПАВИЛЬОН №18
«РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ»
Золоченая статуя на башне павильона Белорусской ССР визуально отмечает начало аллеи, ведущей на площадь Промышленности. Это главный высотный ориентир для посетителей, направляющихся со стороны Хованского входа.

У статуи есть свой исторический прототип — так называемая Gëlle Fra, «Золотая дама» с мемориала Первой мировой войны в Люксембурге. Эта скульптура была установлена в 1923 году и также изображала женщину с венком.

В советской прессе по-разному объясняли идею этой статуи. Иногда ее называли колхозницей, воспевающей славу героического крестьянского труда. Но чаще ее называли «Родина-мать» или «Мать-Беларусь», т. е. связывали с символикой победы в Великой Отечественной войне. Поза статуи на башне перекликается со статуями «Слава», установленными напротив, по углам павильона Украинской ССР. Одинаковым является и материал статуй — это бетон, отделанный золотой смальтой.

У подножия башни в ряд выстроились еще пять статуй тружеников республики: «Доярка», «Агроном», «Колхозница», «Охотник» и «Механизатор». Все они имеют заметно меньший размер, чем главная фигура. Это персонажи второго плана, своего рода «свита» золотой статуи.


ПАВИЛЬОН №71 «АТОМНАЯ ЭНЕРГИЯ»
На боковых портиках павильона стоят две одинаковые скульптурные группы. Женщина в простом длинном платье держит в руке раскрытую книгу, а другой рукой опирается на сноп. Пару ей составляет мужчина, одетый в комбинезон и рубаху с закатанными рукавами. В правой руке у него рычаг, присоединенный к огромному зубчатому колесу. Эта конструкция символизирует деталь гусеничного трактора, которые производились в середине прошлого века. Соответственно, мужчина — это механизатор, тракторист.

Примечательно, что такой же символ можно увидеть у статуи на крыше павильона «Космос».
ПАВИЛЬОН №58
«ЗЕМЛЕДЕЛИЕ»


Павильоны Украинской и Белорусской ССР, второй и третьей по важности советских республик, стоят рядом. Их статуи с триумфальными венками в руках явно перекликаются между собой.

При этом украинский павильон направлен еще и на Центральный павильон, стоящий напротив. Оба имеют многоярусную конструкцию, оба увенчаны золотыми шпилями. Неудивительно, что и схема расположения скульптур повторяется — четыре фигуры по углам здания.

Золотые фигуры павильона Украинской ССР только на первый взгляд кажутся одинаковыми. На самом деле различаются позы скульптур, а также форма развевающихся плащей. И главное, фигура на правой стороне держит венок в левой руке, а на левой стороне — в правой.

Все четыре фигуры объединяет совершенно бесстрастное выражение лиц. Дело в том, что мы видим изображения не конкретных женщин, колхозниц или ударниц, а аллегорические фигуры, обобщенные символы славы и торжества.

ПАВИЛЬОН №51 «МЯСНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ»


На боковых портиках павильона стоят две одинаковые скульптурные группы. Женщина в простом длинном платье держит в руке раскрытую книгу, а другой рукой опирается на сноп. Пару ей составляет мужчина, одетый в комбинезон и рубаху с закатанными рукавами. В правой руке у него рычаг, присоединенный к огромному зубчатому колесу. Эта конструкция символизирует деталь гусеничного трактора, которые производились в середине прошлого века. Соответственно, мужчина — это механизатор, тракторист.

Примечательно, что такой же символ можно увидеть у статуи на крыше павильона «Космос».
ГЛАВНЫЙ ВХОД
ВДНХ



Главный вход ВДНХ венчает скульптурная группа, которая служила официальной эмблемой выставки вплоть до 1959 года. Неформальной эмблемой она остается до наших дней. Восьмиметровая статуя называется «Тракторист и колхозница». Впрочем, на их профессию могут указывать разве что характерные очки тракториста, которые использовались на пашне для защиты глаз от пыли, стерни и другого сора.

«Тракторист и колхозница» — это символическая композиция, которая открывает ансамбль Выставки и готовит посетителей к встрече с другими скульптурными героями. Поднятый над головой сноп — символ богатого урожая, который колхозники преподносят родной стране. Театрально отведенная в сторону левая рука женщины приглашает пройти на территорию Выставки.
ПАВИЛЬОН №34 «КОСМОС»
На башнях-пилонах павильона стоит очередная пара из мужской и женской фигур. В данном случае они оба — механизаторы. На левой башне находится мужчина-тракторист с рычагом гусеничного трактора. Слева — женщина-комбайнер со штурвалом, образ эмансипированной советской колхозницы. В СССР даже проводилась специальная пропагандистская кампания под лозунгом «Женщины — за штурвал комбайна!»

Передние стороны башен украшают барельефы с изображениями еще нескольких пар — четыре сюжета на тему механизации и электрификации, а также два идентичных изображения пионера и пионерки с моделями самолета и трактора в руках.
ПАВИЛЬОН №68 «СИБИРЬ»
Сегодня павильон украшает надпись «Армения», но изначально здесь помещалась экспозиция Сибири. Поэтому фигуры на фасаде павильона — это собирательные образы советских сибиряков:
• Охотник обут в меховые унты. За его левой ногой можно разглядеть охотничью собаку. На поясе висят шкурки, а в левой руке он держит добычу.
• Механизатора отличают уже знакомые круглые очки тракториста и разводной ключ в правой руке. На фоне — сплошная стена колосьев высотой в человеческий рост.
• Возделыванию зерновых культур в условиях Сибири посвящена следующая фигура — колхозница. Это типичный для ВДНХ образ женщины со снопом на плече.
• Животновод — это женская фигура с бараном, одетая в длинный национальный костюм. Позади фигуры видны ветви кедровой сосны с шишками.
• Агроном — мужчина средних лет в пальто и костюме с галстуком. В его левой руке — несколько листков записной книжки.
• Шахтер олицетворяет работников Кузбасса. Шахтерская каска старого образца с фонарем, отбойный молоток, майка без рукавов — классический образ советского шахтера. Правой рукой он придерживает кабель, идущий от фонаря к аккумуляторной батарее, закрепленной на поясе.
ПАВИЛЬОН №26 «ТРАНСПОРТ»
Аттик павильона украшает традиционная для ВДНХ пара — мужчина и женщина. В руках они держат атрибуты, которые указывают на специализацию павильона в середине 1950-х годов — земледелие. В правой руке женщина держит тетрадь и лупу, левой придерживает большую охапку колосьев. У мужчины в руках карта земельных участков.

Женщина одета празднично. На ней блузка с закругленным отложным воротником, украшенная вышивкой. Подол длинной юбки также имеет вышивку с растительным орнаментом. Мужчина одет в комбинезон с клапанами на пуговицах.
ПАВИЛЬОН №422 «ГЛАВКОНДИТЕР»

В павильоне Главного управления по кондитерской промышленности при Министерстве пищевой промышленности СССР располагались кафе и магазин, где посетителей выставки ожидали различные сладости и десерты. Отвечая своей жизнерадостной специализации, здание имеет вид легкой парковой постройки. Павильон украшен высокой ротондой, под куполом которой установлена одиночная статуя девушки. Левой рукой она обхватила корзинку с виноградом, в правой руке держит виноградную гроздь. Взгляд направлен на эту гроздь и одновременно – на входящих в павильон гостей.

Фигура одета в легкое платье с небольшим поясом. Руки на уровне локтей небрежно обвивает длинный шарф. Вероятно, скульптор добавил эту деталь, чтобы придать статуе больше динамизма. Тот же самый прием наиболее ярко использован в скульптурной группе «Рабочий и колхозница».

Голова девушки не покрыта, как и у большинства статуй на ВДНХ. Это указывает на современность и социальную независимость советской женщины.