О проекте

Территория ВДНХ богата архитектурными шедеврами. Но они не все сразу заметны, так как часто расположены на верхних ярусах и крышах павильонов. Только поднимите голову, и перед вами откроется целый мир удивительных персонажей, каждый из которых имеет свою историю.

Пока территория Выставки закрыта для гостей, мы запускаем онлайн-проект «Люди над людьми».
О редких фактах и значении скульптур рассказывает куратор музея ВДНХ Павел Нефедов.

Центральный

Башня Адмиралтейства в Санкт-Петербурге – один из архитектурных прототипов Центрального павильона – также имеет 4 статуи по углам второго яруса. Такое буквальное повторение классических приемов встречается на ВДНХ повсюду.

Статуи Центрального павильона отлиты из бронзы. Это уникально для ВДНХ, где материал для всех статуй на крышах – это бетон. Высота статуй Центрального павильона – 6 метров.

Все четыре скульптурные группы идентичны: мужчина одет в рабочую рубашку с вырезом без пуговиц, заправленную в брюки; на женщине – широкая блуза с короткими рукавами и юбка с узором по низу в виде ромбиков. Обе фигуры несут на плече охапки сельскохозяйственных растений, женщина придерживает перед собой пшеничный сноп, перевязанный толстой веревкой. Поднятая рука мужчины у каждой из скульптурных групп указывает точно на одну из сторон света.

Павильон №59 «Зерно»

Московский павильон вполне ожидаемо имеет башню, напоминающую о знаменитых сталинских высотках. На нижнем ярусе башни размещены две парные скульптурные группы. Одна пара — женщина в платке со штурвалом комбайна и мужчина в галстуке с книгой. Вторая — мужчина с отбойным молотком и женщина, держащая в руке нечто вроде карты.

В советской прессе по-разному объясняли идею золоченой статуи. Иногда ее называли колхозницей, символизирующей славу героического крестьянского труда. Но чаще ее называли «Родина-мать» или «Мать-Беларусь», то есть, связывали с символикой победы в Великой Отечественной войне.

Поза статуи на башне перекликается со статуями «Слава», установленными напротив, по углам павильона Украинской ССР. Совпадает и материал – бетон, отделанный золотой смальтой

Республика Беларусь

Золоченая статуя на башне павильона Белорусской ССР визуально отмечает начало аллеи, ведущей на площадь Промышленности. Это главный высотный ориентир для посетителей, направляющихся со стороны Хованского входа.

У статуи есть свой исторический прототип — так называемая Gëlle Fra, «Золотая дама» с мемориала Первой мировой войны в Люксембурге. Эта скульптура была установлена в 1923 году и также изображала женщину с венком.

В советской прессе по-разному объясняли идею этой статуи. Иногда ее называли колхозницей, воспевающей славу героического крестьянского труда. Но чаще ее называли «Родина-мать» или «Мать-Беларусь», т. е. связывали с символикой победы в Великой Отечественной войне. Поза статуи на башне перекликается со статуями «Слава», установленными напротив, по углам павильона Украинской ССР. Одинаковым является и материал статуй — это бетон, отделанный золотой смальтой.

У подножия башни в ряд выстроились еще пять статуй тружеников республики: «Доярка», «Агроном», «Колхозница», «Охотник» и «Механизатор». Все они имеют заметно меньший размер, чем главная фигура. Это персонажи второго плана, своего рода «свита» золотой статуи.

Павильон №71 «Атомная энергия»

На боковых портиках павильона стоят две одинаковые скульптурные группы. Женщина в простом длинном платье держит в руке раскрытую книгу, а другой рукой опирается на сноп. Пару ей составляет мужчина, одетый в комбинезон и рубаху с закатанными рукавами. В правой руке у него рычаг, присоединенный к огромному зубчатому колесу. Эта конструкция символизирует деталь гусеничного трактора, которые производились в середине прошлого века. Соответственно, мужчина — это механизатор, тракторист.

Примечательно, что такой же символ можно увидеть у статуи на крыше павильона «Космос».

Павильон №58 «Земледелие»

Павильоны Украинской и Белорусской ССР, второй и третьей по важности советских республик, стоят рядом. Их статуи с триумфальными венками в руках явно перекликаются между собой.

При этом украинский павильон направлен еще и на Центральный павильон, стоящий напротив. Оба имеют многоярусную конструкцию, оба увенчаны золотыми шпилями. Неудивительно, что и схема расположения скульптур повторяется — четыре фигуры по углам здания.

Золотые фигуры павильона Украинской ССР только на первый взгляд кажутся одинаковыми. На самом деле различаются позы скульптур, а также форма развевающихся плащей. И главное, фигура на правой стороне держит венок в левой руке, а на левой стороне — в правой.

Все четыре фигуры объединяет совершенно бесстрастное выражение лиц. Дело в том, что мы видим изображения не конкретных женщин, колхозниц или ударниц, а аллегорические фигуры, обобщенные символы славы и торжества.

Павильон №51 «Мясная промышленность»

На крыше павильона установлена одна из самых выразительных скульптур ВДНХ. На постаменте стоит мощная фигура быка, которого удерживает на цепи работник мясокомбината. Сюжет напоминает о мифологическом подвиге Геракла — укрощениикритского быка.

Бык пристально смотрит вниз, одна его нога приподнята, как будто он собирается спрыгнуть с карниза. Мужчина одет в простую рабочую одежду и сапоги. На поясе у него висит чехол с ножами — впрочем, их можно разглядеть только вблизи.

Силуэт быка лучше всего просматривается из запрудной части Выставки, со стороны павильона №284 (бывший «Главный ресторан»).